По следам кашмирской шали

heading_title

Утром я проснулся от запаха свежего хлеба и воркования голубей. Звон кастрюль и отдаленный звук льющейся воды сообщили, что утро уже наступило. Некоторое время спустя, стук в дверь дал мне понять, что чашка ароматного горячего кашмирского чая с шафраном ждет меня снаружи на подносе, а завтрак скоро будет готов внизу.

Я был в самом сердце Кашмирской долины – древнем городе Сринагаре, столице Кашмира, куда приехал с целью как можно больше узнать об искусстве изготовления Кашмирских шалей, производством и торговлей которых, здесь, прямо или косвенно занимается почти каждый житель города.

В расположенной на высоте около 2000 метров, окруженной высоченными пиками Гималайских гор Кашмирской долине теплая одежда, шали, являются необходимостью для выживания, особенно в зимний период, но понадобились столетия экспериментов и улучшений, чтобы сделать обычный платок уникальным произведением текстильного искусства – знаменитой на весь мир Кашмирской шалью.

Лучшие кашмирские шали, производимые сегодня в Кашмире, изготавливают из мягчайшего пуха кашемировых горных коз, обитающих в самом северном, высокогорном регионе Кашмира – Ладакх, также называемого Малым Тибетом. Хотя изделия из их пуха называют на Западе кашемир, от названия региона, в Кашмире его название – пашмина, от персидского слова pashm, пух. Настоящий кашемир, пашмина – это 100% пух высокого качества кашемировых коз, которых здесь называют «Pashmina goat».
Пашмина обладает особыми качествами, за что и ценится во всем мире. Благодаря длинным, тонким и полым внутри волокнам, толщиной от 11.25 до 15.75 микрон, изделия из нее очень легкие, мягкие, теплые и невероятно приятные на ощупь. Тот, кто хоть раз прикасался к изделию из настоящей пашмины никогда не спутает ее с шерстью или иным материалом.

Кашемировая козаВ то утро, за завтраком, хозяин дома, где я остановился, Юсуф, семья которого не одну сотню лет занималась производством кашемира, объяснил мне, что хотя кашемировые козы и способны выжить в равнинных районах, например в пустыне Гоби, но самый качественный, нежный, тонкий, легкий, мягкий и теплый пух можно получить только от коз, обитающих в Гималаях, регион Ладакх, являющийся одним из самых высоких горных плато в мире – от 2750 до 7672 метров над уровнем моря. В условиях сложного, высокогорного климата, где ветры дуют с порывами до 100 метров в секунду, а средняя температура зимой -30, с периодами до -50 градусов, пух должен обладать уникальными качествами – это является необходимостью для выживания.

В 1820 году Уильям Муркрофт, ветеринарный врач, профессионально занимавшийся разведением лошадей и коз в Англии, нанятый Британской Ост-Индской компанией, стремившейся изменить ситуацию с монополией Сринагара на производство кашемира, попытался вывезти кашемировых коз в Шотландию. Из пятидесяти козочек четверо все же пережили путешествие. Однако, надежды были тщетны. Эта, и последующие многочисленные попытки не привели к успеху: кашемировых коз пытались разводить не только в Шотландии, но и в Австралии, Новой Зеландии и других традиционных центрах производства высококлассной шерсти. Козы выживали, но их пух терял свои уникальные качества. Единственное место, где удалось разведение этих уникальных животных, и где их пух до определенной степени сохранял свои качества, была монгольская пустыня Гоби, с ее суровым, резко континентальным климатом.

Юсуф сказал мне, что пух кашемировых коз собирают скотоводы-кочевники на высокогорном плато Ладакх. Они вычесывают пух этих коз в конце весны, перед линькой. С одной козы удается получить около 100 грамм неочищенного подшерстка, который представляет собой смесь пуха и более грубых волос. Летом торговцы приезжают к ним для обмена подшерстка на товары, необходимые кочевникам для выживания – зерно, чай и промышленные изделия. Далее драгоценное сырье привозят в Лех, важнейший и крупнейший город Ладакха, а затем в Сринагар, столицу Кашмира – древний центр производства кашемира, где неочищенный подшерсток превращается в мягчайшую и тончайшую Кашмирскую шаль, или как ее здесь просто называют – пашмину.

Когда семья Юсуфа впервые стала заниматься производством кашемира, они собирали целые караваны, для перевозки подшерстка горными перевалами из Леха, а сегодня он попадает в Сринагар по воздуху, хотя собирают его по-прежнему вручную. В Сринагаре неочищенный подшерсток промывают, прочесывают, а позднее скручивают, опять же вручную, в пряжу. Занимаются этим обычно женщины, именно они моют, вычесывают и прядут его. Требуется около недели, чтобы превратить неочищенный подшерсток одной кашемировой козы в пряжу, подшерсток трех коз, чтобы соткать один палантин размера 70х200 см., и подшерсток четырех, а иногда и пяти козочек, чтобы получить шаль стандартного в Кашмире размера – два метра на один метр. Но не только качества пуха делают эти шали и палантины уникальными, но и кропотливая ручная работа – тщательная чистка, сортировка, очистка, ручное прядение, окрашивание и уникальный процесс создания шалей на деревянных станках с ножным приводом, который, по сути, тоже ручная работа. Эти все ручные навыки совершенствовались и передавались из поколения в поколение, вплоть до 16 века, времени, когда Могольские императоры начали поощрять массовое производство кашемировых шалей.

Махараджа в кашемировой шалиКашмирские шали являются самыми известными и сложными в производстве. По словам Фрэнка Эймса, автора известной книги «Кашмирская шаль», и Джона Ирвина, бывшего помощника хранителя индийского отдела Музея Виктории и Альберта в Лондоне, эти шали являются одними из самых сложных и изысканных тканей из когда-либо созданных в мире. А самыми известными из них и сложными в изготовлении являются шали вышитые вручную и шали, известные как Kanika jamawar, которые ткут с помощью вплетения в конструкцию ткани волокон иных цветов с помощью множества маленьких деревянных палочек, известных как кани (kani). Эти шали славятся своей уникальной мягкостью, насыщенными цветами и невероятно сложной конструкцией. В 1853 году одну такую шаль, заказанную императрицей Франции, ткали 30 мужчин около девяти месяцев!

Сегодня сложно определить, когда в Кашмире впервые соткали первую кашемировую шаль, достоверно известно лишь несколько фактов – настенные росписи монастыря в Ладакхе, северной части Кашмира, датируемые 11 веком, наглядно изображают мелко вышитую классическую кашемировую (кашмирскую) шаль. А самые ранние письменные источники на эту тему – тексты 15-го века, в которых описывается процесс производства кашмирскими ремесленниками ткани с тонкой плетеной конструкцией. Достоверно также известно, что один из известнейших императоров – правитель великих Моголов император Акбар (1586-1752) был страстным коллекционером шалей из кашемира.

Есть несколько версий, как кашемир впервые попал в Европу – согласно одной из них, кашмирскую шаль привез впервые в Европу Франсуа Бернье (Francois Bernier, 1620-1688), который жил в Индии с 1659 по 1669 годы, и был придворным врачом известного Могольского правителя Мухаммада Аурангзеба Бахадура. Объездивший всю Индию, Бернье является первым европейцем, посетившим Кашмир. Восхищенный кашмирскими шалями, Бернье одним из первых привез в Европу известия о кашемире и уникальных шалях из него.
Согласно другой версии, кашемир попал в Европу более сложным путем: впервые губернатор Кашмира передал кашмирскую шаль иностранцу – известному в то время азербайджанскому путешественнику и географу Ширвани Гаджи Зейналабдину, который посетил Кашмирскую долину во время одного из своих путешествий. Более 40 лет Ширвани провел в путешествиях по различным странам Африки и Азии. Часто и много путешествуя он был известен как один из умнейших и образованнейших людей своего времени. Знакомства с ним искали известные ученые и видные политические деятели – его приглашали ко дворцу султан Османской империи Махмуд II, шах Ирана династии Каджаров Фатали-шах и правитель Египта Ибрагим Бей, которому Ширвани и передал в дар кашемировую шаль. А в 1798 году высадившийся в Египте во главе пятидесятитысячного экспедиционного корпуса Наполеон получил ее после бегства Ибрагим Бея. Ну а дальше история известна практически любому, кто интересовался когда-либо кашемиром – Наполеон подарил шаль своей жене, Жозефине, которая была ей настолько очарована, что собрала целую коллекцию, в которой, по некоторым отзывам, было почти тысяча кашемировых шалей!
Вскоре кашемировые шали стали настолько популярны у модниц Парижа и Лондона, что к середине 18-го века экспорт кашмирских шалей в Европу приобрел огромный размах. А чтобы производить шали актуальных и модных оттенков, несколько известных в то время французских текстильных дизайнеров создали свои представительства в Сринагаре, где они заказывали производство в соответствии с последними веяниями европейской моды того времени.

К концу 19-го века в Европе, в бедном шотландском городке Пейсли, а позднее и в Париже, Лионе и Вене стали воспроизводить (проще говоря подделывать) дорогие кашмирские шали на механических ткацких станках с перфокартами.
Но поскольку настоящий кашемир невозможно ткать на механических станках из-за того, что тонкая и нежная пряжа из 100% пуха кашемировых коз просто рвется, предприимчивые европейские производители стали добавлять в эту уникальную пряжу иные материалы, например шерсть, а позднее и синтетику, чтобы ее было возможно ткать механическим способом, а также в целях удешевления производства. Это привело к тому, что спрос на настоящий кашемир резко упал, из 25000 официально зарегистрированных в 1860 году в Кашмире ткачей, через 20 лет производства дешевого европейского «кашемира» осталось всего 148!

Однако, в конце 19 века вновь возник спрос на настоящие кашемировые шали. Согласно местной легенде, это произошло в результате визита в Сринагар известного торговца из Константинополя по имени Ходжа Юсуф. На самом деле неважно, кто это был, важно то, что вновь появившиеся в Европе оригинальные кашемировые шали отличались от производящегося там «кашемира» как бриллианты отличаются от страз.

Неудивительно, что с того времени популярность кашемира вновь стала расти, особенно сильно интерес к нему возрос в последние десятилетия, когда самые известные и модные дома моды стали создавать из него свои коллекции.

Основная сложность при покупке кашмирской шали заключается в том, что официально термин пашмина не закреплен на законодательном уровне большинства стран. А термин кашемир, произошедший от названия региона – Кашмир, прижившийся в европейских странах, согласно законодательству большинства стран обозначает тонкий волос кашмирских (кашемировых) коз. И это при том, что другие, более дешевые материалы, например изделия из шерсти, жестко регламентированы буквально до микрона (например, Брадфодская система классификации шерсти – 14 основных, не считая промежуточных, классов в зависимости от тонины)! В итоге, так называемые «пашмина» и «кашемир» продаются буквально за копейки на уличных лотках по всему миру, но содержат они лишь незначительный процент настоящего кашемира низкого качества, а зачастую и вовсе состоят из шерсти или синтетики.
Но подлинный кашемир не может быть дешевым, как не бывает дешевым шафран, золото или вино многолетней выдержки. В зависимости от качества кашемира, способа его изготовления, даже однотонные шали без дизайна могут стоить до 300 долларов, а цена на шали с орнаментом доходит до 1800 долларов. Вышитые же вручную шали из 100% кашемира и знаменитые кашмирские шали с узором кани (Kanika jamawar), продаются по цене от 1500 долларов и больше, в зависимости от толщины кашемировой нити и сложности работы.
Кашемировые шали 18-го или 19-го века часто продаются на аукционах по ценам свыше 100 000 долларов.

ТкачиСразу после завтрака, в мой первый день в Сринагаре, Юсуф показал мне свою мануфактуру, расположенную по соседству, основное место в которой занимал ткацкий цех, где было установлено 10 деревянных станков – в большом и светлом помещении с окнами на три стороны, ткачи в расслабленных позах сидели на своих скамейках, ловко перебрасывая полированный деревянный уток. В комнате было практически тихо, слышался только легкий перестук утка, да изредка раздавался звук ножниц разрезающих нить.
Современные станки позволяют производить огромное количество шалей в день, однако натуральный кашемир по-прежнему возможно ткать только на традиционных деревянных станках с ножным приводом. Поэтому сегодня, как и сотни лет назад, изготовление настоящей кашемировой шали занимает от недели до месяца, в зависимости от сложности орнамента.

ЧесальщицаДержа платок на свету, падающем из окна, Юсуф показал изящные переплетения. «Узор настоящего кашемира похож на водные знаки на банкноте» – сказал он. И действительно, на просвет, и под определенным углом, на вроде бы простом палантине проявлялся сложный и очень красивый рисунок тканевого переплетения. Юсуф также обратил внимание на немного неравномерную толщину нити в паре мест даже похожую на узелки - практически единственные показатели того, что это действительно ручная работа.

На другой день мы наблюдали за людьми, которые занимались мытьем и вычесыванием сырого подшерстка, посетили цеха, где прядется кашемировая пряжа, а потом поехали в мастерскую, где пряжа и однотонные изделия окрашивалась в фантастической обстановке – на фоне прыгающего пламени, вздымающихся облаков дыма и поднимающегося пара, рабочие склонялись над бурлящими котлами – доставали пряжу и готовые изделия специальными деревянными инструментами, чем-то похожими на весла, многократно погружая их в краситель, пока они не соответствовали образцу цвета.

ВышивальщикиНа следующий день мы поехали в деревню, неподалеку от Сринагара, и посетили мастерскую, где трудились около двух десятков вышивальщиков и вышивальщиц.

Они сидели по периметру одной большой комнаты спиной к высоким окнам, которые давали ровный, рассеянный свет на их работу. «Вышивка – всегда только дневная работа, хорошие шали не могут быть вышиты при искусственном свете» пояснил Юсуф. «Обычно одну шаль вышивает один человек, чтобы гарантировать, что готовое изделие будет равномерно вышито от края до края», пояснил он, «потому что у разных людей получаются разные стежки».

ШтампРанее в вышиваемых орнаментах традиционно изображались цветы и деревья, например листья дерева Чинар, но сегодня профессиональные производители шалей работают с тысячами дизайнов, которые были разработаны за последние сто пятьдесят лет. Используя натуральные чернила, на простой платок сначала ставится специальный штамп. Затем на его основе вручную вышивается орнамент. 

«Каждый платок уникален», – сказал Юсуф. «И хотя мастера вышивают по нанесенному образцу, штампу, но зачастую многие штампы приходится изготавливать индивидуально, к тому же нужно учитывать индивидуальный стиль мастера. Вы никогда не встретите две совершенно одинаковые шали». Когда мы уходили, нас провожала негромкая красивая мелодия – это вышивальщицы тихо напевали во время своей работы.

В последний день моего визита, Юсуф, по моей просьбе, выложил несколько кашемировых шалей, чтобы я мог их сфотографировать.

Шаль из кашемира

Когда же я спросил о секрете его успеха, он просто ответил, что это сочетание честности и качественно выполненной работы. «Вы должны покупать у уважаемого производителя», сказал он, «если производитель дорожит своей репутацией, то от сырого подшерстка до готовой кашемировой шали тщательно контролирует процесс производства».